Полезные статьи о подборе персонала

27.03.2017

Проблема заключается в том, что практически никто, включая подавляющее большинство наших «учителей», не знает, какая форма обучения является действительно эффективной.

Посмотрим на стандартную форму обучения, т.е. когда в зале или классе собирают «учеников», а перед ними выступает «учитель».  Разговор не про школьников и студентов. Точнее сказать, не только про них. Разговор про вас, сидящих в зале перед лектором/коучем/консультантом.

Президент «ПЕРФОРМИЯ СНГ» Владимир Сидоренко делится опытом:

«Я знаю, о чем говорю. Как и вы, я много лет сидел в детстве и молодости в качестве ученика, а последние 15 лет выступаю еще и в роли лектора. Долгое время я был главным лектором «ПЕРФОРМИИ СНГ» (являясь при этом владельцем и президентом этой компании) и прочитал семинары по найму (и на разные другие темы, связанные с персоналом) более чем 10 тысячам владельцев и руководителей бизнеса. Судя по отзывам, у меня неплохо получалось читать эти семинары – многие участники признавались, что я был лучшим лектором/преподавателем среди всех, кого они когда-либо видели. И при этом, как это ни странно звучит, я заявляю, что такая форма обучения неэффективна! И вот почему…

Ну хорошо, вот вы сидите перед лектором. Допустим, он очень хороший лектор. Это значит, в первую очередь, что он шикарно владеет темой и имеет по ней очень обширные и глубокие знания. Это значит, что он еще и успешный практик – т.е. не раз на практике успешно осуществлял то, чему пытается вас научить. Это значит, что он красиво, грамотно и понятно излагает свои мысли – на него приятно смотреть и его приятно и интересно слушать. Это значит, что он себя комфортно чувствует перед аудиторией, т.е. его внимание сосредоточено не на себе, а на аудитории. Это значит, что он еще и хорошо разбирается в людях и сразу видит, кто уже понял, а кто еще нет. И вот этот суперлектор перед вами. И он видит, что Вася уже понял, а Петя еще нет. Возникает «простой» вопрос – что с этим делать лектору? И я обращаю внимание наших уважаемых читателей на то, что на этот вопрос, по большому счету, ответа просто не существует!

Потому что если лектор продолжает объяснять, чтобы его понял и Петя, то Вася вскоре теряет всяческий интерес, начинает отправлять сообщения по электронной почте или эсэмэски, выходит покурить и… пропускает что-то из следующей темы, а значит, уже Вася не понимает что-то в ней. А если лектор, не обращая внимания на непонимающего Петю, переходит, ориентируясь на Васю, к следующему вопросу, то безнадежно потерянным становится Петя. Ситуация, по большому счету, безвыходная. И мастерство лектора заключается, в частности, как раз в том, чтобы всё время идти с какой-то «средней» скоростью, как по канату над пропастью, когда половина аудитории уже поняла и уже немного скучает, а вторая половина еще в тему до конца не «въехала». И это то, как выглядят семинары лучших лекторов, которых на самом деле так мало, что можно по пальцам пересчитать. Большинство лекторов даже не видят того, что кто-то уже понял, а кто-то еще нет. Потому что они настолько сосредоточены на себе – на том, как бы не забыть что-то сказать, на том, как они говорят и выглядят, на своих невероятно остроумных шутках и на чем угодно еще, кроме главного – понимании учащихся.

На мой взгляд, это издевательство, а не обучение! Потому что каждый из нас усваивает материал со своей индивидуальной скоростью, которая у нас разная. И из этого следует один довольно ошеломляющий вывод: обучение, чтобы быть эффективным, должно быть построено так, чтобы каждый учащийся мог двигаться с индивидуальной скоростью.

Один простой пример из моей собственной жизни. В детстве я был очень сообразительным – когда мне было 5 лет, я играл в шахматы на чемпионате СССР для юношей (возраст до 14 лет). И еще я уже курил и играл в карты, зарабатывая свои первые деньги. И вот я пошел в первый класс – и меня довольно долго там учили считать до десяти и обратно… Несложно догадаться, насколько мне было интересно и полезно это обучение, насколько хорошо я себя вел на этих уроках и насколько довольны были учителя моим «безобразным» поведением. Скажу только, что большую часть учебного времени (пока я не начал прогуливать) я стоял в классе в углу, лицом к стене!

С тех пор, а может, и еще раньше, я сильно невзлюбил уравниловку, в том числе – в обучении.

Так что я считаю, что стандартная форма обучения (учитель – зал – ученики) годится не для глубокого изучения предмета, а для поверхностного ознакомления, развлечения, рекламы и продажи чего-либо. Если же мы хотим по-настоящему чему-то научиться, то нам необходима возможность «поглощать» знания с индивидуальной скоростью».


Скоро мы расскажем вам, как организовать обучение так, чтобы каждый учащийся мог индивидуально двигаться со своей собственной скоростью! Успехов вам!


Возврат к списку